 Развеиваем 2 популярных мифа о независимой оценке пожарных рисков (НОР) на которые покупаются неподготовленные собственники объектов защиты (по результатам рассмотрения писем МЧС России от 31.08.2021 № ИГ-19-2480 и от 21.08.2018 №19-16-561). Миф 1: Если есть заключение по НОР, то МЧС не будет вносить объект в график плановых проверок Это заблуждение появилось в начале 2021 года, когда вступила в силу статья 54 пункт 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. ст.54 п.3 248-ФЗ 3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля. Дело в том, что данный пункт гласит не о заключении о независимой оценке пожарного риска, а о любом заключении независимой оценки соблюдения обязательных требований. Т.е. не только пожарная безопасность, а любая область с обязательными требованиями (например, экология или охрана труда). Смотрим дальше, в пункте 1 статьи 54 сказано об организациях, которые могут проводить оценку обязательных требований: ст.54 п.1 248-ФЗ 1. Федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции (далее – независимый орган инспекции), и требования к такой независимой оценке. Если упростить, вот что написано: 1) Аккредитованная организация проводит независимую оценку соблюдения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (например, объектов защиты). 2) Аккредитованная организация должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. 3) Аккредитованная организация должна быть независима от контролируемого лица и контрольно-надзорного органа (например, МЧС России). Ключевое — аккредитованная организация. Для НОР аккредитация организаций не требуется, нужна только аттестация экспертов. При этом даже аттестованные эксперты не имеют отношения к национальной системе аккредитации. Резюмируем: статья 54 248-ФЗ — не касается независимой оценки пожарного риска. Миф 2: Если получить положительное заключение по НОР, то это сместит дату проведения плановой проверки МЧС на 3 года Так было до 27 января 2017 года, когда действовал Приказ МЧС России от 28.06.2012 года №375 “Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности”. выдержка из статьи 31 Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются: по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты. Сейчас положительное заключение по НОР может изменить периодичность плановых проверок только если в заключении будет доказано, что объект защиты можно отнести к категории более низкой (высокой) опасности. Напоминаем, с 1 июля 2021 года периодичность и вид плановых проверок зависят от категории риска объекта.
Дата публикации: 29.09.2021г. |